В МКДОУ №1 создаются условия без барьерной среды для воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья:
– территория ДОУ ограждена металлическим забором;
- здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым таблом «Выход»;
– организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;
- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами;
- при организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Педагоги учреждения имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для дальнейшей организации образовательного процесса.
Являясь неотъемлемой частью системы образования Республики Карелия, специальное (коррекционное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании».
Обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»; постановлениями Правительства Республики Карелия от 1 августа 2006 года № 111-П, от 7 февраля 2017 года № 48-П, от 6 марта 2014 года № 60-П.
При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в Республике Карелия учитывается мнение родителей (законных представителей), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
Образовательные учреждения Республики Карелия, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» (реализация образовательных программ общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью) - 186326, Республика Карелия, Медвежьегорский район, пгт. Повенец, ул. Пролетарская, д.2а, телефон (881434) 55-554, e-mail: school1813@yandex.ru, http://school18.info, директор - Мухамеджанов Сергей Абдулхамидович;
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 21» (реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) - 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Щербакова, 21, телефон (88142) 572-181, e-mail: int2107@mail.ru, https://sites.google.com/site/internat21petrozavodsk/home, директор - Неровня Ирина Афанасьевна;
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» (реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (адаптированных основных общеобразовательных программ для слепых, слабовидящих, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) - 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Ветеринарный переулок, д. 17, телефон (88142) 567-844, e-mail: internat231@yandex.ru, http://es.karelia.ru/ptz/s23/Lists/23/AllItems.aspx; директор –Федорова Ольга Анатольевна;
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 24» (реализация образовательных программ общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложными множественными нарушениями) - 185033, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сегежская, д. 2, телефон (88142) 526-179, e-mail: school-internat24@mail.ru, http://school-internat24.ru/ , директор - Кузьмина Марина Николаевна.
Сведения о психолого-медико-педагогических комиссиях Республики Карелия (ПМПК)
Зачисление детей на адаптированные образовательные программы осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Определение специальных условий образования возложено на психолого-медико-педагогические комиссии. В Республике Карелия функционирует Центральная (республиканская) психолого-медико-педагогическая комиссия, открыто 16 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе, и в Муезерском районе.
В своей деятельности специалисты ПМПК руководствуются приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 (далее - Приказ) «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Интересы ребенка на ПМПК могут представлять только родители (законные представители).
Заключение ПМПК согласно пункту 23 Приложения к Приказу действительно для представления в образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.
При разработке адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, образовательные организации руководствуются федеральным реестром примерных образовательных программ http://fgosreestr.ru/.
Курирование вопросов создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся данной категории осуществляется специалистами государственного автономного учреждения дополнительного образования педагогов «Карельский институт развития образования» (http://kiro-karelia.ru), а также государственного бюджетного образовательного учреждения Республик Карелия «Центр диагностики и консультирования» (http://goucdk.karelia.info/soprovozhdenie_detei_s_ovz.html.
В 2017 году детский сад вошел в государственную программу "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016-2020 годы. Нам было выделено 1705656.00 рублей. Финансовые средства потрачены следующим образом:
1. Реконструкция входа на территорию с монтажом пандуса, реконструкция двух крылец с монтажом пандуса, монтаж двух входных дверей с доводчиками, устранение перепадов высот в музыкально-спортивном зале, переоборудование санитарно-гигиенического помещения на первом этаже, устранение перепадов высот в коридоре общего пользования на 1 этаже и в медицинском блоке, расширение дверных проемов. Сметная стоимость - 1038673.00 рубля.
2. Приобретение и монтаж специальных табличек со шрифтом Брайля, световых маяков для дверных проемов, согласование смет в РЦСС. Сметная стоимость - 16840.00 рублей.
3. Приобретение оборудования и развивающих пособий для коррекционного кабинета. Сметная стоимость - 250144.00 рубля.
4.Установка на территории детского сада уличной игровой площадки для лиц с ОВЗ. Сметная стоимость - 399999.00 рублей.
На сайте Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелии сделана специальная страничка, отражающая правовые обязательства в социальной сфере (социальная защита, образование, здравоохранение) детей с инвалидностью.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
· аудиовизуальные (слайды);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
· спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Cпециальные условия охраны здоровья
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, а также лиц с ограниченными возможностями в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными Библиотечно– информационный фонд в детском саду пополняется в соответствии с финансовыми возможностями Детского сада. В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.
обеспечивается доступ обучающихся.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном процессе педагогами учреждения используются мультимедийное оборудование, включающее в себя, проекционные экраны и ноутбук, комплекты развивающих игр.
В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:
1. Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
2. Организация питания;
3. Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;
4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми;
5. Физическое воспитание детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:
· утренняя гимнастика,
· физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;
· подвижные игры, - рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;
· прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие.