Версия для слабовидящих

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Республика Карелия,
п. Муезерский,
ул. Октябрьская, 37а
8(814-55)3-35-64
Пн–пт с 7:45 до 17:45

Учитель-дефектолог Надежда Ивановна Каргина предлагает для Вас консультации и рекомендации.

Агрессивный ребенок: что делать?

    Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Надеются, что он  не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и, кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

     У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает взрослых на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если неправильно реагировать на такое «ненормальное» поведение (очень строго наказывать, применять физические наказания), то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

 

     Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

     Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей и педагогов.

 

     Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

- страх (взрослые могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком);

- запреты (у авторитарных родителей и педагогов малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо»;  на ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают);

- ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки;

- ребенок ожидает нападения, опасается враждебности;

- старается доказать свою независимость и самостоятельность;

- чрезмерное эмоциональное напряжение;

- ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят;

- публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика;

- копирует поведение окружающих взрослых или детей.

 

     Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники еще неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

Формы агрессивного поведения:

- оскорбления сверстников или взрослых;

- драки и провоцирование конфликтов;

- смех над слезами обиженного;

- высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);

- унижение того, кто слабее;

- причинение физической боли;

- склонность к враждебности и жестокости.

     Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. До 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Но если не принять мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Некоторые методы работы с агрессивными детьми:

- обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;

- чаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, жест, выразительную мимику);

- по возможности заранее предугадывать и предупредить инцидент;

- уединить (здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут));

- наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;

- всегда стараться понять причину того или иного поступка;

- любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным;

- почаще использовать юмор (лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать).

     Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом и заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к малышу. Надо быть взрослым и мудрым. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

 

     В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.

Дошкольник/ Развитие и обучение детей

Уважаемые родители, это ссылка на группу, в которой очень много полезного и интересного по развитию дошкольников  https://vk.com/doshkolnick

 

Подготовка к детскому саду

  Уважаемые родители, поздравляем Вас, скоро Вам и вашему  малышу предстоит начать новую жизнь! Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются.

     Для быстрой адаптации к новым условиям необходимо правильно подготовить ребенка к предстоящему событию.

     Расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему Вы хотите, чтобы он посещал его. Содержание беседы зависит от возраста ребёнка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это очень красивый дом, куда мамы и папы отводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился  с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие  кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь  играют, едят, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. А ты можешь пойти в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что было интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отвести в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить».

     Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

     Познакомьтесь с воспитателями и младшим воспитателем. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития.  Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.

      Учите ребенка объективно выражать свои  чувства и  желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями.  Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.

     Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада.  Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.

Главной особенностью — и главным достоинством — сада является его обучение навыкам общения и поведения в большом коллективе. Для ребенка, привыкшего к наличию рядом только мамы, такое количество людей может показаться пугающим. Заблаговременно помогите ему адаптироваться: чаще водите на оживленные детские площадки, игровые комнаты и другие места общественного и детского отдыха.

     Будьте готовы к тому, что первое время Вам придется находиться в группе вместе с малышом, пока он сам не захочет Вас отпустить. Самое главное, любите своего малыша, относитесь внимательно к его переживаниям, хвалите за успехи  и поддерживайте в любых ситуациях!

Ваш ребенок идет в 1 класс

Сегодняшний выпуск предназначен для тех родителей, у кого в этом учебном году ребенок пойдет в 1 класс. Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать вам представление о важных изменениях, которые произойдут в жизни вашего ребенка в связи с переходом из дошкольного детства в школьную жизнь.

Немного теории (очень важной!) о психологической готовности ребенка к школе

Пусть до 1сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет полным ходом. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше – начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства». Кто же прав? Вообще тут нет общих правил – все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником.

К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или родам (что в принципе оправдано, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) – но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают … психологически подготовить самого ребенка.

По мнению А.П.Венгера, психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что для полноценного усвоения школьной программы вполне достаточны способности, которыми обладает любой нормальный ребенок. Несомненно, что рассмотрение этой проблемы потребует анализа многих аспектов развития и жизнедеятельности ребенка. Однако, анализируя причины трудностей в учебе младших школьников, все больше педагогов и психологов в качестве основной причины выделяют психологическую неготовность детей к обучению в школе. К сожалению, неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Именно психологическая неготовность к обучению часто приводит к различным типам школьной дезадаптации. Это проявляется в широком круге симптомов – от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках до конфликтов с учителем. Вот почему своевременное выявление особенностей развития и воспитания ребенка и построенный на их основании индивидуальный подход является одним из важнейших средств предупреждения ранней неуспеваемости и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Итак, что же такое психологическая готовность?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Детские психологи выделяют несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе:

  • определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения,
  • достаточное развитие произвольного поведения,
  • интеллектуальное развитие,
  • развитие речи.

Наиболее важным признается мотивационный план.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названноговнутренней позицией школьника, которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Следует отметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений.

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,произвольном поведении ученика, являющемся частью психологической готовности к школе. Параметрами развития произвольности является:

  • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

При изучении интеллектуальной сферы как компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов: дифференцированное восприятие, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Важно, чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная сфера в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

И последним компонентом психологической готовности к школе является развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Ребенку необходимо уметь вступать в контакт с учителем и сверстниками, воспринимать предлагаемый учебный материал и регулировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога и внутренним планом действий.

Таким образом, вы видите, что начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебной. И насколько ваш ребенок соответствует параметрам психологической готовности, настолько успешнее он вольется в школьную жизнь.

Не хочу учиться

Как известно, большинство детишек готовятся к началу учебного года с радостью, особенно если предстоит отправиться «первый раз в первый класс». Но бывает и так, что ребенок категорически заявляет: «Не хочу в школу! Не пойду!». Почему же такое происходит и как в этом случае быть?

Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человеку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются в школу. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе – это возможность вырваться из-под опеки родителей. Ведь школа даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности. Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить.

Увы, практически всегда радужные обещания и ожидания резко отличаются от реальной школьной действительности. Проблемы адаптации в первую очередь возникают у детей, которые не посещали дошкольное учреждение. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными, они в первое время их не понимают и порой даже бояться. Если ребенок вырос с убеждением, что он «пуп земли», то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких «пупов», и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. И если такой ребенок не готов к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять лет! И таких причин может быть много.

Думаю, вы согласитесь, что проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача – не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность – полное отсутствие внимания. Золотая середина – поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. Расскажите ребенку подробно, что и как будет в школе. Для чего вообще туда ходят и «с чем все это едят». Расскажите, не приукрашивая (и возможно, не примешивая к рассказу собственные негативные впечатления от вашей школьной жизни). Ибо если ребенка после первых учебных дней постигнет разочарование – это будет впечатление очень сильное, которое может остаться надолго. И главное – не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!

Гиперактивный ребенок

     Сейчас увидеть очень активного ребенка на улице не редкость. Такие дети не могут долго стоять на одном месте, мало реагируют на замечания, запреты, перебивают старших, громко говорят. К сожалению, взрослые не понимают, что это недуг, и не стоит раздраженно реагировать на малыша-энергетика.

     Данный синдром называется — гиперактивность (дефицит внимания). К таким деткам требуется особое отношение, родители должны помочь своему чаду избавиться от этой психологической болезни.

Признаки гиперактивного ребенка

  • Нервная система слишком активного малыша работает на пределе. Он не может самостоятельно регулировать расход энергии, концентрировать долго внимание на чем-то. Такие симптомы заметны в уже раннем возрасте (в 2-3 годика).
  • Складывается мнение, что ваш малыш совершенно не слушает вас. Он может отвлекаться на любые шумы, действия, быстро менять занятие.
  • Часто у таких деток наблюдается задержка развития речи, нарушение сна.
  • Они не воспринимают никаких правил, норм. Не любят, когда им запрещают что-либо.
  • Забывают, где положили ту или иную вещь. А иногда и вовсе теряют одежду, обувь и другие предметы.
  • Они часто плачут, волнуются. Им присущи беспокойство, эмоциональность, неусидчивость, импульсивность, резкие перемены настроения

ВАЖНО: Не стесняйтесь обратиться к психологу, если заметили такие проблемы у вашего малыша. Опытный специалист поможет справиться с ней. Подскажет, как действовать родителям, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.

Гиперактивные дети: причины

     До конца эта патология ещё не изучена. Ученые ещё изучают, что является первопричинами её. Однако уже с точностью можно сказать, какие факторы отрицательно сказываются на здоровье малыша. Синдром дефицита внимания и гиперактивность возникает, если:

  • родители в детстве тоже имели такое расстройство, т.е. гиперактивность передается наследственным путем;
  • будущая мама злоупотребляла горячительными напитками, курила;
  • у малютки в утробе матери наблюдалось кислородное голодание;
  • у беременной сильный токсикоз, анемия, угроза срыва;
  • имеется несовместимость крохи и матери по резус-фактору;
  • у будущей мамы тяжелая работа, она испытывает стрессы;
  • у роженицы затяжные, тяжелые с патологиями роды;
  • имеют место у новорожденного травмы головы;
  • у крошки недостаток витаминов, минералов в результате неправильного питания;
  • неблагоприятная среда, экологические загрязнения, электромагнитные излучения от компьютера, телевизора.

Что делать с гиперактивным ребенком дома

  • Маме и папе, в первую очередь, надо проявлять терпение. Не пытайтесь ограничивать движения вашего ребенка, будьте готовы, что малыш будет бегать, лазить по мебели, прыгать и еще успевать отвечать на ваши вопросы.
  • Пытайтесь хвалить малыша как можно чаще, даже, если он не полностью выполнил поставленную вами задачу. К такого рода похвале гиперактивные дети относятся весьма положительно.
  • Заметьте, когда ребенок начинает чем-то интересоваться на долгое время, старайтесь не отвлекать его. В следующий раз увлеките его этим же занятием.
  • Регулярно два-три раза в день тренируйте внимание малыша.
  • Внимательно следите за своим непоседой, уберите предметы, которые могут навредить ему.
  • Играйте с ним в подвижные игры, не пытайтесь за провинность поставить его в угол, усадить на стул. Просто покажите, что малыш вас расстроил тем или иным поступком.
  • Заметьте, когда у непоседы снижается активность, старайтесь в это время ему что-то почитать, заняться чем-то полезным.

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

     Чтобы был какой-то порядок, вам необходимо приучать малыша к четкому режиму дня. Он должен точно знать, когда можно бодрствовать, когда надо поесть и во сколько ложиться спать. За один-два дня, конечно, сделать это не получится, но если настойчиво, без криков, маленькими хитростями обучать ребенка установленным правилам, то и вам, и вашему ребенку будет намного легче в дальнейшем моральном плане.

     Дни надо делать немного однотипными. Например, утром малыш проснулся, умылся, почистил зубки, позавтракал, началась активная фаза. Потом через время – небольшое занятие, прогулка, обед, дневной сон (или просто полежать). Затем поиграть, полдник, чтение книг, игры, ужин, общение со взрослыми, которые вернулись с работы. Ровно в девять вечера мама расстилает кровать, включает любимый ночник, малыш после водных процедур ложиться в постель. Мама читает любимую книжку. И так каждый день.

ВАЖНО. Чрезмерная мягкость родителей в воспитании непосед не приветствуется. Следите, чтобы ваш ребенок не переутомлялся.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям

     Чтобы постепенно справиться с гиперактивностью вашего ребенка, применяйте на практике следующие советы психологов-специалистов:

  • СОВЕТ: не давайте ребенку сразу несколько заданий. Пусть вначале справиться с одной простой работой, затем приступайте к следующей.
  • СОВЕТ: не ставьте целей своему непоседе на далекое будущее, он все равно о них забудет. К примеру, если ты будешь целый месяц убираться у себя в комнате, то мы подарим тебе новый велосипед. Лучше скажите, что, если ты сейчас уберешь игрушки, то я тебе дам поиграть на компьютере.
  • СОВЕТ: за каждое хорошо выполненное задание давайте ребенку поощрение (жетон). К примеру, если ты насобираешь двадцать жетонов, то мы тебе подарим….
  • СОВЕТ: если завтра вы собираетесь в поликлинику, то уже сегодня обдумайте, чем можно заняться там в ожидании очереди к врачу.
  • СОВЕТ: старайтесь приучать ребенка ощущать время. Для этого при выполнении какого-либо задания применяйте песочные часы, таймер. В дальнейшем благодаря этому малыш не будет откладывать важные дела на потом.

Общение с гиперактивным ребенком

  • Важно, чтобы у малыша был четкий распорядок дня.
  • Без лишней информации и последовательно напоминать ребенку все, что он должен сделать (не все сразу, а по порядку).
  • Не говорите слово «Нельзя». Применяйте его в комплексе со словом – «Можно». Например, не рисуй на обоях, рисуй на этом листке. Не бросай снежки в девочку, бросай в дерево.
  • Старайтесь переключать негативные реакции малыша на позитивные.

Развитие речи дошкольников

     Непременным условием всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. И именно в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть важнейшей формой речевого общения – это устной речью.

     Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. И если ребенку не хватало этого эмоционального общения, то и речевое общение не появится вовремя.

     При благополучном исходе к концу первого года жизни ребенка у него появляются первые осмысленные слова. Однако, во-первых, их недостаточно – всего около 10 (мама, ав-ав, ням-ням), во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения из двух слов (мама бобо, исё мака). Предложения из 3-4 слов появляются позже, к двум годам.

     Даже такая несовершенная речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает обращенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному расширению словаря. И именно в этот период, к концу второго года, слова, которые ребенок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму (девочка села, девочка сидит). С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Т.е. появляются зачатки связной речи, когда малыш начинает активно использовать падежные формы слов, предлоги. К трем годам малыш в своем словаре уже использует все части речи (сущ, прил, глаг, местоим, числит, наречия), служебные слова (предл, союзы, частицы), междометия. Нередко к началу четвертого года жизни усваиваются и все звуки родного языка.

     И чем старше ребенок становится, тем лучше, качественнее, разнообразнее должна становиться его речь. И это зависит от нас с вами, уважаемые родители.  Мы должны являться для детей образцом красивой и правильной речи.

Упражнения по развитию речи:

  • пальчиковая гимнастика,
  • простое человеческое устное общение (добиваться от ребенка ответа не одним словом или да/нет, а предложением),
  • заучивать с ребенком чистоговорки, загадки, короткие стишки, песни, скороговорки, пословицы и т.п.,
  • составлять или придумывать рассказы, сказки,
  • перед приемом пищи можно поговорить о еде (например, у нас сегодня каша из гречки – она какая?  гречневая каша; ты кушаешь яблоко, оно какое? Красное, круглое, вкусное, сочное; какой у нас сегодня суп? Как ты догадался? Так можно обсудить любое блюдо),
  • перед сном обязательно читать добрые сказки, лучше русские народные,
  • на улице обсуждать погоду,
  • подбирать слова-синонимы (снег, снежный, снеговик, снежинка),
  • игра в слова (мама – ананас – стул -…),
  • образовывать прилагательные (например, стул какой – деревянный, маленький, синий; кольцо из золота, оно какое – золотое; у березы листик березовый – а у дуба какой; у собаки хвост собачий, а у лисы чей – лисий);
  • составление предложения из предложенных слов (например, кошка, крыльцо, спит – Кошка спит на крыльце).

   Если мы с вами будем обращать внимание на устную речь своих детей, будем ее развивать в дошкольном детстве, тем легче ребенку будет осваивать школьную и последующие образовательные программы, т.к. все образование, будущая карьера, жизнь зависят от умения  правильно выражать свои мысли.