Подготовка к детскому саду
Уважаемые родители, поздравляем Вас, скоро Вам и вашему малышу предстоит начать новую жизнь! Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются.
Для быстрой адаптации к новым условиям необходимо правильно подготовить ребенка к предстоящему событию.
Расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему Вы хотите, чтобы он посещал его. Содержание беседы зависит от возраста ребёнка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это очень красивый дом, куда мамы и папы отводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь играют, едят, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. А ты можешь пойти в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что было интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отвести в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить».
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.
Познакомьтесь с воспитателями и младшим воспитателем. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.
Учите ребенка объективно выражать свои чувства и желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.
Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.
Главной особенностью — и главным достоинством — сада является его обучение навыкам общения и поведения в большом коллективе. Для ребенка, привыкшего к наличию рядом только мамы, такое количество людей может показаться пугающим. Заблаговременно помогите ему адаптироваться: чаще водите на оживленные детские площадки, игровые комнаты и другие места общественного и детского отдыха.
Будьте готовы к тому, что первое время Вам придется находиться в группе вместе с малышом, пока он сам не захочет Вас отпустить. Самое главное, любите своего малыша, относитесь внимательно к его переживаниям, хвалите за успехи и поддерживайте в любых ситуациях!
Ваш ребенок идет в 1 класс
Сегодняшний выпуск предназначен для тех родителей, у кого в этом учебном году ребенок пойдет в 1 класс. Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать вам представление о важных изменениях, которые произойдут в жизни вашего ребенка в связи с переходом из дошкольного детства в школьную жизнь.
Немного теории (очень важной!) о психологической готовности ребенка к школе
Пусть до 1сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет полным ходом. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше – начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства». Кто же прав? Вообще тут нет общих правил – все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником.
К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или родам (что в принципе оправдано, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) – но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают … психологически подготовить самого ребенка.
По мнению А.П.Венгера, психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что для полноценного усвоения школьной программы вполне достаточны способности, которыми обладает любой нормальный ребенок. Несомненно, что рассмотрение этой проблемы потребует анализа многих аспектов развития и жизнедеятельности ребенка. Однако, анализируя причины трудностей в учебе младших школьников, все больше педагогов и психологов в качестве основной причины выделяют психологическую неготовность детей к обучению в школе. К сожалению, неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Именно психологическая неготовность к обучению часто приводит к различным типам школьной дезадаптации. Это проявляется в широком круге симптомов – от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках до конфликтов с учителем. Вот почему своевременное выявление особенностей развития и воспитания ребенка и построенный на их основании индивидуальный подход является одним из важнейших средств предупреждения ранней неуспеваемости и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Итак, что же такое психологическая готовность?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Детские психологи выделяют несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе:
- определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения,
- достаточное развитие произвольного поведения,
- интеллектуальное развитие,
- развитие речи.
Наиболее важным признается мотивационный план.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названноговнутренней позицией школьника, которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Следует отметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений.
«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,произвольном поведении ученика, являющемся частью психологической готовности к школе. Параметрами развития произвольности является:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
При изучении интеллектуальной сферы как компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов: дифференцированное восприятие, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Важно, чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная сфера в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
И последним компонентом психологической готовности к школе является развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Ребенку необходимо уметь вступать в контакт с учителем и сверстниками, воспринимать предлагаемый учебный материал и регулировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога и внутренним планом действий.
Таким образом, вы видите, что начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебной. И насколько ваш ребенок соответствует параметрам психологической готовности, настолько успешнее он вольется в школьную жизнь.
Не хочу учиться
Как известно, большинство детишек готовятся к началу учебного года с радостью, особенно если предстоит отправиться «первый раз в первый класс». Но бывает и так, что ребенок категорически заявляет: «Не хочу в школу! Не пойду!». Почему же такое происходит и как в этом случае быть?
Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человеку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются в школу. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе – это возможность вырваться из-под опеки родителей. Ведь школа даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности. Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить.
Увы, практически всегда радужные обещания и ожидания резко отличаются от реальной школьной действительности. Проблемы адаптации в первую очередь возникают у детей, которые не посещали дошкольное учреждение. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными, они в первое время их не понимают и порой даже бояться. Если ребенок вырос с убеждением, что он «пуп земли», то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких «пупов», и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. И если такой ребенок не готов к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять лет! И таких причин может быть много.
Думаю, вы согласитесь, что проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача – не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность – полное отсутствие внимания. Золотая середина – поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. Расскажите ребенку подробно, что и как будет в школе. Для чего вообще туда ходят и «с чем все это едят». Расскажите, не приукрашивая (и возможно, не примешивая к рассказу собственные негативные впечатления от вашей школьной жизни). Ибо если ребенка после первых учебных дней постигнет разочарование – это будет впечатление очень сильное, которое может остаться надолго. И главное – не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!
Гиперактивный ребенок
Сейчас увидеть очень активного ребенка на улице не редкость. Такие дети не могут долго стоять на одном месте, мало реагируют на замечания, запреты, перебивают старших, громко говорят. К сожалению, взрослые не понимают, что это недуг, и не стоит раздраженно реагировать на малыша-энергетика.
Данный синдром называется — гиперактивность (дефицит внимания). К таким деткам требуется особое отношение, родители должны помочь своему чаду избавиться от этой психологической болезни.
Признаки гиперактивного ребенка
- Нервная система слишком активного малыша работает на пределе. Он не может самостоятельно регулировать расход энергии, концентрировать долго внимание на чем-то. Такие симптомы заметны в уже раннем возрасте (в 2-3 годика).
- Складывается мнение, что ваш малыш совершенно не слушает вас. Он может отвлекаться на любые шумы, действия, быстро менять занятие.
- Часто у таких деток наблюдается задержка развития речи, нарушение сна.
- Они не воспринимают никаких правил, норм. Не любят, когда им запрещают что-либо.
- Забывают, где положили ту или иную вещь. А иногда и вовсе теряют одежду, обувь и другие предметы.
- Они часто плачут, волнуются. Им присущи беспокойство, эмоциональность, неусидчивость, импульсивность, резкие перемены настроения
ВАЖНО: Не стесняйтесь обратиться к психологу, если заметили такие проблемы у вашего малыша. Опытный специалист поможет справиться с ней. Подскажет, как действовать родителям, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.
Гиперактивные дети: причины
До конца эта патология ещё не изучена. Ученые ещё изучают, что является первопричинами её. Однако уже с точностью можно сказать, какие факторы отрицательно сказываются на здоровье малыша. Синдром дефицита внимания и гиперактивность возникает, если:
- родители в детстве тоже имели такое расстройство, т.е. гиперактивность передается наследственным путем;
- будущая мама злоупотребляла горячительными напитками, курила;
- у малютки в утробе матери наблюдалось кислородное голодание;
- у беременной сильный токсикоз, анемия, угроза срыва;
- имеется несовместимость крохи и матери по резус-фактору;
- у будущей мамы тяжелая работа, она испытывает стрессы;
- у роженицы затяжные, тяжелые с патологиями роды;
- имеют место у новорожденного травмы головы;
- у крошки недостаток витаминов, минералов в результате неправильного питания;
- неблагоприятная среда, экологические загрязнения, электромагнитные излучения от компьютера, телевизора.
Что делать с гиперактивным ребенком дома
- Маме и папе, в первую очередь, надо проявлять терпение. Не пытайтесь ограничивать движения вашего ребенка, будьте готовы, что малыш будет бегать, лазить по мебели, прыгать и еще успевать отвечать на ваши вопросы.
- Пытайтесь хвалить малыша как можно чаще, даже, если он не полностью выполнил поставленную вами задачу. К такого рода похвале гиперактивные дети относятся весьма положительно.
- Заметьте, когда ребенок начинает чем-то интересоваться на долгое время, старайтесь не отвлекать его. В следующий раз увлеките его этим же занятием.
- Регулярно два-три раза в день тренируйте внимание малыша.
- Внимательно следите за своим непоседой, уберите предметы, которые могут навредить ему.
- Играйте с ним в подвижные игры, не пытайтесь за провинность поставить его в угол, усадить на стул. Просто покажите, что малыш вас расстроил тем или иным поступком.
- Заметьте, когда у непоседы снижается активность, старайтесь в это время ему что-то почитать, заняться чем-то полезным.
Взаимодействие с гиперактивным ребенком
Чтобы был какой-то порядок, вам необходимо приучать малыша к четкому режиму дня. Он должен точно знать, когда можно бодрствовать, когда надо поесть и во сколько ложиться спать. За один-два дня, конечно, сделать это не получится, но если настойчиво, без криков, маленькими хитростями обучать ребенка установленным правилам, то и вам, и вашему ребенку будет намного легче в дальнейшем моральном плане.
Дни надо делать немного однотипными. Например, утром малыш проснулся, умылся, почистил зубки, позавтракал, началась активная фаза. Потом через время – небольшое занятие, прогулка, обед, дневной сон (или просто полежать). Затем поиграть, полдник, чтение книг, игры, ужин, общение со взрослыми, которые вернулись с работы. Ровно в девять вечера мама расстилает кровать, включает любимый ночник, малыш после водных процедур ложиться в постель. Мама читает любимую книжку. И так каждый день.
ВАЖНО. Чрезмерная мягкость родителей в воспитании непосед не приветствуется. Следите, чтобы ваш ребенок не переутомлялся.
Гиперактивный ребенок: что делать родителям
Чтобы постепенно справиться с гиперактивностью вашего ребенка, применяйте на практике следующие советы психологов-специалистов:
- СОВЕТ: не давайте ребенку сразу несколько заданий. Пусть вначале справиться с одной простой работой, затем приступайте к следующей.
- СОВЕТ: не ставьте целей своему непоседе на далекое будущее, он все равно о них забудет. К примеру, если ты будешь целый месяц убираться у себя в комнате, то мы подарим тебе новый велосипед. Лучше скажите, что, если ты сейчас уберешь игрушки, то я тебе дам поиграть на компьютере.
- СОВЕТ: за каждое хорошо выполненное задание давайте ребенку поощрение (жетон). К примеру, если ты насобираешь двадцать жетонов, то мы тебе подарим….
- СОВЕТ: если завтра вы собираетесь в поликлинику, то уже сегодня обдумайте, чем можно заняться там в ожидании очереди к врачу.
- СОВЕТ: старайтесь приучать ребенка ощущать время. Для этого при выполнении какого-либо задания применяйте песочные часы, таймер. В дальнейшем благодаря этому малыш не будет откладывать важные дела на потом.
Общение с гиперактивным ребенком
- Важно, чтобы у малыша был четкий распорядок дня.
- Без лишней информации и последовательно напоминать ребенку все, что он должен сделать (не все сразу, а по порядку).
- Не говорите слово «Нельзя». Применяйте его в комплексе со словом – «Можно». Например, не рисуй на обоях, рисуй на этом листке. Не бросай снежки в девочку, бросай в дерево.
- Старайтесь переключать негативные реакции малыша на позитивные.
Развитие речи дошкольников
Непременным условием всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. И именно в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть важнейшей формой речевого общения – это устной речью.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. И если ребенку не хватало этого эмоционального общения, то и речевое общение не появится вовремя.
При благополучном исходе к концу первого года жизни ребенка у него появляются первые осмысленные слова. Однако, во-первых, их недостаточно – всего около 10 (мама, ав-ав, ням-ням), во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения из двух слов (мама бобо, исё мака). Предложения из 3-4 слов появляются позже, к двум годам.
Даже такая несовершенная речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает обращенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному расширению словаря. И именно в этот период, к концу второго года, слова, которые ребенок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму (девочка села, девочка сидит). С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Т.е. появляются зачатки связной речи, когда малыш начинает активно использовать падежные формы слов, предлоги. К трем годам малыш в своем словаре уже использует все части речи (сущ, прил, глаг, местоим, числит, наречия), служебные слова (предл, союзы, частицы), междометия. Нередко к началу четвертого года жизни усваиваются и все звуки родного языка.
И чем старше ребенок становится, тем лучше, качественнее, разнообразнее должна становиться его речь. И это зависит от нас с вами, уважаемые родители. Мы должны являться для детей образцом красивой и правильной речи.
Упражнения по развитию речи:
- пальчиковая гимнастика,
- простое человеческое устное общение (добиваться от ребенка ответа не одним словом или да/нет, а предложением),
- заучивать с ребенком чистоговорки, загадки, короткие стишки, песни, скороговорки, пословицы и т.п.,
- составлять или придумывать рассказы, сказки,
- перед приемом пищи можно поговорить о еде (например, у нас сегодня каша из гречки – она какая? гречневая каша; ты кушаешь яблоко, оно какое? Красное, круглое, вкусное, сочное; какой у нас сегодня суп? Как ты догадался? Так можно обсудить любое блюдо),
- перед сном обязательно читать добрые сказки, лучше русские народные,
- на улице обсуждать погоду,
- подбирать слова-синонимы (снег, снежный, снеговик, снежинка),
- игра в слова (мама – ананас – стул -…),
- образовывать прилагательные (например, стул какой – деревянный, маленький, синий; кольцо из золота, оно какое – золотое; у березы листик березовый – а у дуба какой; у собаки хвост собачий, а у лисы чей – лисий);
- составление предложения из предложенных слов (например, кошка, крыльцо, спит – Кошка спит на крыльце).
Если мы с вами будем обращать внимание на устную речь своих детей, будем ее развивать в дошкольном детстве, тем легче ребенку будет осваивать школьную и последующие образовательные программы, т.к. все образование, будущая карьера, жизнь зависят от умения правильно выражать свои мысли.