Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Республика Карелия,
п. Муезерский,
ул. Октябрьская, 37а
8(814-55)3-35-64
Пн–пт с 7:45 до 17:45

Доступная среда

        В МКДОУ №1 создаются условия без барьерной среды для воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья:

 – территория ДОУ ограждена металлическим забором;

- здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым таблом «Выход»;

 – организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 – разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 – в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;

- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами;

- при организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям   

     Педагоги учреждения имеют доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для дальнейшей организации образовательного процесса.

Являясь неотъемлемой частью системы образования Республики Карелия, специальное (коррекционное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью,  регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании».
     Обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»; постановлениями Правительства Республики Карелия от 1 августа 2006 года № 111-П, от 7 февраля 2017 года № 48-П, от 6 марта 2014 года № 60-П.
     При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в Республике Карелия учитывается мнение родителей (законных представителей), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.

Образовательные учреждения Республики Карелия, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» (реализация образовательных программ общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью) - 186326, Республика Карелия, Медвежьегорский район, пгт. Повенец, ул. Пролетарская, д.2а, телефон (881434) 55-554, e-mail: school1813@yandex.ru, http://school18.info, директор - Мухамеджанов Сергей Абдулхамидович;
 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 21» (реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) - 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Щербакова, 21, телефон (88142) 572-181, e-mail: int2107@mail.ru, https://sites.google.com/site/internat21petrozavodsk/home, директор - Неровня Ирина Афанасьевна;
 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» (реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (адаптированных основных общеобразовательных программ для слепых, слабовидящих, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) - 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Ветеринарный переулок, д. 17, телефон (88142) 567-844, e-mail: internat231@yandex.ru, http://es.karelia.ru/ptz/s23/Lists/23/AllItems.aspx; директор –Федорова Ольга Анатольевна;
 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 24» (реализация образовательных программ общего образования - адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложными множественными нарушениями) - 185033, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сегежская, д. 2, телефон (88142) 526-179, e-mail: school-internat24@mail.ru, http://school-internat24.ru/ , директор - Кузьмина Марина Николаевна.
 
Сведения о психолого-медико-педагогических комиссиях Республики Карелия (ПМПК)

Зачисление детей на адаптированные образовательные программы осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Определение специальных условий образования возложено на психолого-медико-педагогические комиссии. В Республике Карелия функционирует Центральная (республиканская) психолого-медико-педагогическая комиссия, открыто 16 территориальных  психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе, и в Муезерском районе.

В своей деятельности специалисты ПМПК руководствуются приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 (далее - Приказ) «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Интересы ребенка на ПМПК могут представлять только родители (законные представители).
Заключение ПМПК согласно пункту 23 Приложения к Приказу действительно для представления в образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.
 
При разработке адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, образовательные организации руководствуются федеральным реестром примерных образовательных программ http://fgosreestr.ru/.
 
Курирование вопросов создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся данной категории осуществляется специалистами государственного автономного учреждения дополнительного образования педагогов «Карельский институт развития образования» (http://kiro-karelia.ru), а также государственного бюджетного образовательного учреждения Республик Карелия «Центр диагностики и консультирования» (http://goucdk.karelia.info/soprovozhdenie_detei_s_ovz.html.

В 2017 году детский сад вошел в государственную программу "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016-2020 годы. Нам было выделено 1705656.00 рублей. Финансовые средства потрачены следующим образом:

1. Реконструкция входа на территорию с монтажом пандуса, реконструкция двух крылец с монтажом пандуса, монтаж двух входных дверей с доводчиками, устранение перепадов высот в музыкально-спортивном зале, переоборудование санитарно-гигиенического помещения на первом этаже, устранение перепадов высот в коридоре общего пользования на 1 этаже и в медицинском блоке, расширение дверных проемов. Сметная стоимость - 1038673.00 рубля.

2. Приобретение и монтаж специальных табличек со шрифтом Брайля, световых маяков для дверных проемов, согласование смет в РЦСС. Сметная стоимость - 16840.00 рублей.

3. Приобретение оборудования и развивающих пособий для коррекционного кабинета. Сметная стоимость - 250144.00 рубля.

4.Установка на территории детского сада уличной игровой площадки для лиц с ОВЗ. Сметная стоимость - 399999.00 рублей.

На сайте Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелии сделана специальная страничка, отражающая правовые обязательства в социальной сфере (социальная защита, образование, здравоохранение) детей с инвалидностью.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

           Имеется специально оборудованный кабинет для коррекционных занятий. Который оснащен специальными методическими материалами, игровым материалом, учебными пособиями, книгами для чтения, хрестоматиями, рабочими тетрадями, раздаточным материалом и т.д.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для развития и оздоровления воспитанников созданы следующие условия:

-Музыкальный зал

-Кабинет для коррекционных занятий

-Групповые помещения, в том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется, но в ДОУ имеется методический кабинет, где имеется методическая литература по всем направлениям образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников, отраслевые периодические издания газеты, журналы, детская художественная литература по возрасту. Библиотечный фонд и информационная база востребованы в детском саду. В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Занятия физкультурой проводятся в музыкальном зале, который имеет доступ для лиц с ОВЗ. Оборудование:

·         гимнастическая стенка;

·         гимнастические скамейки

·         пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);

·         спортивные тренажеры;

·         обручи;

·         дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).

                      Спортивной площадки не имеется. Имеются прогулочные площадки, где проводятся занятия физкультурой на улице.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

·        печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

·        электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);

·        аудиовизуальные (слайды);

·        наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

·        демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)

·         спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Вход в здание оборудован звонком для вызова персонала. При входе в учреждение имеется пандус, требуется капитальный ремонт. Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится   перед территорией учреждения.

Специальные условия питания

     Для воспитанников учреждения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано 4-х разовое питание (завтрак, 2 завтрак, обед, полдник.) Рацион питания дошкольников различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 4 до 7 лет.

Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.

В нашем детском саду контроль за организацией питания детей осуществляет заведующий детского учреждения, заместители заведующей, завхозом.

Мы учитываем основные принципы рациональной организации питания:

·           строгое соблюдение времени и интервалов между кормлением

·           количество приемов пищи в день -4 раза

·           правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;

·           введение в меню на второй завтрак кисломолочных продуктов и фруктов

·           обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;

Для детей с индивидуальным рационом питания производится замена продуктов (блюд)

Cпециальные условия охраны здоровья

     Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, а также лиц с ограниченными возможностями в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными Библиотечно– информационный фонд в детском саду пополняется в соответствии с финансовыми возможностями Детского сада. В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

обеспечивается доступ обучающихся.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном процессе педагогами учреждения используются мультимедийное оборудование, включающее в себя, проекционные экраны и ноутбук, комплекты развивающих игр.

В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:

1.        Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

2.        Организация питания;

3.        Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;

4.        Организация лечебно-профилактической работы с детьми;

5.        Физическое воспитание детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:

·           утренняя гимнастика,

·           физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;

·           подвижные игры, - рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;

·           прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники МКДОУ №1 не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Количество компьюторов в ДОУ-10 шт, Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Ростелеком».

Разработан и действует сайт МКДОУ №1. Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.

Ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные доски для воспитанников

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МКДОУ №1 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):

Кабинет для коррекционных занятий содержит:

- материалы и игры по темам

- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

- логопедические альбомы для обследования

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Отсутствует

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует